08 окт 2021
Антикоррупционный стандарт

Антикоррупционный стандарт Министерства образования и науки Республики Казахстан

Антикоррупционный стандарт Министерства образования и науки Республики Казахстан

20 января 2017

1.  Общие положения

  1. Настоящий антикоррупционный стандарт Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее – Министерство) разработан в соответствии со статьей 10 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции», Методическими рекомендациями по разработке антикоррупционных стандартов, утвержденными Агентством по делам государственной службы Республики Казахстан и противодействия коррупции и носит рекомендательный характер.
  2. Разработчиком антикоррупционного стандарта является Департамент юридической службы и международного сотрудничества Министерства образования и науки Республики Казахстан.
  3. Антикоррупционный стандарт направлен на установление для обособленной сферы общественных отношений системы рекомендаций, направленные на предупреждение коррупции.
  1. Задачами разработки антикоррупционных стандартов является:
  • формирование устойчивого антикоррупционного поведения у лиц, работающих в обособленной сфере общественных отношений;
  • своевременное выявление коррупционных проявлений и предотвращение их негативных последствий.
  1. Принципами антикоррупционных стандартов являются:
  • законность;
  • транспорентность;
  • этичность;
  • соблюдение прав и законных интересов физических и юридических лиц и их защита от коррупционных проявлений;
  • недопущение конфликта интересов.
  1. Антикоррупционные стандарты определяют действия и решения лиц, работающих в обособленной сфере общественных отношений, направленные на неукоснительное соблюдение установленных правил и предотвращение коррупционных проявлений.
  2. В основе антикоррупционных стандартов заложены непосредственные действия по исполнению должностных обязанностей с точки зрения недопущения проявлений коррупции при:
  • реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц в сфере, затрагиваемой антикоррупционным стандартом;
  • подготовке и принятии управленческих и иных решений в пределах своей компетенции;
  • подготовке проектов нормативных правовых актов Республики Казахстан;
  • иных общественно значимых отношениях в зависимости от специфики соответствующей сферы жизнедеятельности.

2. Правила поведения (действия) лиц, работающих в обособленной сфере общественных отношений

  1. При реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц в сфере, затрагиваемой антикоррупционным стандартом:
  • руководствоваться Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента, Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, приказами Министра и Ответственного секретаря, а также положением Министерства;
  • способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана;
  • быть честным, справедливым, скромным, соблюдать общепринятые морально- этические нормы в обращении с физическими лицами, представителями юридических лиц и коллегами, проявлять вежливость и корректность;
  • обеспечивать прозрачность принятия решений, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;
  • своими действиями и поведением не давать повода для критики со стороны общества, не допускать преследования за критику, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности;
  • не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, государственных служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера;
  • не распространять сведения, не соответствующие действительности;
  • не допускать совершения проступков и иных правонарушений, за которые законом предусмотрена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность;
  • обеспечить исполнение в государственном органе трудового законодательства и законодательства о государственной службе, обеспечение соблюдения режима и условий труда, а также ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе.
  1. При оказании государственных услуг и иных разрешительных функций:
  • на постоянной основе принимать меры по повышению качества оказания государственных услуг;
  • предоставлять полную и достоверную информацию о порядке оказания государственных услуг услугополучателям в доступной форме;
  • не допускать истребования не предусмотренных документов, а равно избегать всяческой волокиты (бюрократии) в ходе оказания государственных услуг и иных разрешительных функций;
  • докладывать руководству при склонении к совершению коррупционного правонарушения;
  • обеспечивать постоянное совершенствование процесса оказания государственных услуг, экономичности и эффективности при оказании государственных услуг.
  1. При осуществлении государственных закупок, связанных с приобретением товаров, работ, услуг, должностным лицам рекомендуется:
  • оптимально и эффективно расходовать денежные средства, используемые для государственных закупок;
  • предоставлять потенциальным поставщикам равные возможности для участия в процедуре проведения государственных закупок, кроме случаев, предусмотренных Законом;
  • обеспечивать открытость и прозрачность процесса государственных закупок;
  • не допускать коррупционных проявлений;
  • не допускать участие в качестве потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя), имеющих неисполненные обязательства по исполнительным документам и включенных в Единый реестр должников.
  1. При подготовке и принятии управленческих и иных решений в рамках своей компетенции:
  • докладывать непосредственному или прямому руководителю о возникновении конфликта интересов, личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, о склонении к коррупционному поведению и получению подарков;
  • не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, государственных служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера;
  • не дарить коллегам, руководителям и иным должностным лицам подарки и не оказывать неслужебные услуги для получения с использованием должностных полномочий имущественной выгоды, блага либо преимущества;
  • проявлять активность в противодействии коррупции, раскрытии коррупционных правонарушений;
  • незамедлительно докладывать руководству о ставших им известными фактах коррупции, а также о склонении к получению какой-либо выгоды за ускоренное рассмотрение материалов либо волокиты;
  • незамедлительно в письменной форме сообщать непосредственному руководителю о сомнениях в правомерности полученного для исполнения распоряжения;
  • обращаться к вышестоящему руководству, если непосредственный руководитель сам вовлечен в конфликт интересов;
  • воздерживаться от оказания содействия кому-либо в осуществлении предпринимательской и иной деятельности, связанной с извлечением доходов.
  1. При подготовке проектов нормативных правовых актов:
  • обеспечивать обязательное участие общественности, средств массовой информации в подготовке и обсуждении проектов нормативных правовых актов;
  • обеспечивать координацию ведения структурными подразделениями Министерства мониторинга правовых актов и подготовка соответствующих отчетов на постоянной основе;
  • разработанные проекты нормативных правовых актов до направления на согласование в заинтересованные государственные органы размещать для публичного обсуждения на интернет-портале открытых нормативных правовых актов;
  • не использовать в нормативных правовых актах нормы, содержащие коррупционные факторы или их признаки.
  1. При организации кадровой работы по подбору и расстановке сотрудников/работников Министерства рекомендуется:
  • соблюдать установленные сроки рассмотрения материалов на назначения;
  • при приеме на службу/работу в Министерство разъяснять основные обязанности, запреты и ограничение, возлагаемые на должностных лиц;
  • соблюдать требования законодательства Республики Казахстан при отборе кадров;
  • не допускать необоснованной передачи сведений о персональных данных государственных служащих;
  • не требовать от кандидатов на службу/работу документы, не имеющие отношения для заключения трудового договора;
  • объективно и всесторонне проводить служебные расследования в отношении работников Министерства.
  1. При иных взаимоотношениях, возникающих в зависимости от специфики сферы жизнедеятельности:
  • конкретно и четко определять задачи и объем служебных полномочий подчиненных должностных лиц;
  • не допускать неравномерного распределения трудовой нагрузки между должностными лицами, находящимися в подчинении;
  • проявлять справедливость и объективность при оценке результатов их деятельности, а также при применении мер поощрения и взысканий;
  • не допускать по отношению к подчиненным работникам необоснованных обвинений, фактов грубости, унижения человеческого достоинства, бестактности, некорректного поведения;
  • не отдавать явно невыполнимых распоряжений или выходящих за рамки их должностных обязанностей, а также противоречащих законодательству;
  • не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность подчиненных при решении вопросов внеслужебного характера;
  • не принуждать подчиненных к совершению коррупционных правонарушений;
  • своевременно принимать исчерпывающие меры по урегулированию конфликта интересов, возникшего у коллег в ходе выполнения ими своих должностных обязанностей;
  • обеспечивать сохранность имущества, рационально, эффективно в служебных целях использовать собственность, включая автотранспортные средства.